Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


08.06.2025

Формы слова. Окончание



Тема урока: формы слова. Окончание.

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

3 класс. УМК «Школа России».

Цель: учиться находить у слова окончание.

Задачи:

1.Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи; наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3. Развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность.  

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
  5. оценивать свою деятельность по критериям;

Коммуникативные:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  2. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  3. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

1) Организационный момент.

-Здравствуйте! Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

2) Постановка проблемной ситуации

На доске: Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Что нужно исправить, чтобы получилось правильное предложение?

Обсудите в парах

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата, или меня увидел бурый медвежонок.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2. Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? 

-Какую цель поставим перед собой?

 

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

3) Объяснение нового материала и актуализация знаний.

- Откроем учебник, страница 79. Прочитаем текст упражнения 142 и ответим на вопросы.

- Выделенные слова имеют одно значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось?

- Выпишем выделенные слова. Выделим часть, которая изменялась в каждом слове, карандашом прямоугольником, посмотрите пример на доске.

Осина, осины, осину

- Как вы думаете, являются ли эти слова однокоренными? Это - формы одного и того же слова «осина». Подберите однокоренные слова (подосиновик, осиновый, осинник, осинка). Запишите в тетрадь. Что такое «осинник»? Выделите корень во всех словах. Назовите корень. Меняется ли корень в словах?

- Изменяемая часть слова называется окончанием. С помощью него мы можем изменять слова, не меняя его значения. Посмотрим на упражнение 144.

- Прочитайте по порядку. Правильные ли это сочетания слов? Что с ними не так? Попробуем изменить слово «лиса» так, чтобы словосочетание было правильным. По порядку, с первой парты начинаем отвечать.

- Что менялось в слове «лиса»? Для чего мы изменяли форму слова? Для чего служат окончания?

- Окончания нужны для связи слов в словосочетании.

- Запишите правильные словосочетания в тетрадь. Выделите в изменяемых словах окончания.

- Но только ли в словосочетании они играют такую роль? Узнаем, прочитав упражнение 145.

- Что не так в этих предложениях? Что нужно сделать, чтобы слова были связаны по смыслу?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. Прочитаем исправленные предложения.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? Проверим ваши предположения, прочитав правило на странице 80. Кто расскажет правило, не подглядывая?

4) Физкультминутка

- Встанем у своих мест. Посмотрите на доску. Слово «лес». Когда я буду называть однокоренное слово, вы приседаете, а когда форму слова - хлопаете в ладоши над головой. Если слово никак не связано с нашим словом, то качаем головой влево-вправо.

Слова: лесник, лесной, весна, лесоповал, перелесок, лесок, гриб, леса.

 

5) Первичное закрепление

- а какое окончание в слове «лес»? В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками или буквами. Такое окончание называют нулевым.

 

- Мы сделали много упражнений, скажите, вы поняли, как можно определить окончание в слове?

- Прочитайте правило на странице 81. Прочитаем вслух. Попробуем применить его.

Работа в парах. Сначала первый вариант рассказывает второму, какие слова подобрал, а второй вариант определяет окончание, затем наоборот.

1 в. Ягода. Какие слова помогут найти окончание? Ягоды, на ягоду, к ягоде. Какое окончание в слове?

2 в. Птица. Какие слова помогут найти окончание? Какое окончание в слове?

- Сможем ли найти окончание глагола, прилагательного? Попробуем.

1 в. Кричит. Как изменим слово? Кричат, кричу, кричишь. Какое окончание выделим?

2 в. Прилагательное веселый. Подберите слова. Какое окончание?

6) Самостоятельная работа

- Самостоятельно в тетрадях выполните упражнение 152. Разделите тетрадь на два столбика. В одну часть записываем однокоренные слова, в другую - формы слова. Выделите окончания во всех словах.

- Проверим. Какие слова в первом столбике? Называйте слово и его окончание. Все согласны? Какие слова во втором? У кого ни одной ошибки? У кого есть ошибки? Какое слово или окончание определили неправильно? Как исправите ошибку?

Фронтальная работа.

- Посмотрите на доску. Выполним задание. Нужно из всех окончаний найти то, которое подходит словосочетанию. (пример: ранн... весна - ая, ее, ей)

7) Обобщение и систематизация материала

- Какие части слова вы уже знаете? О какой части слова говорили сегодня? Что такое окончание? Какой есть вид окончаний?

- Изменяемая ли это часть слова? Как определить окончание?

- Какую роль выполняет окончание?

8) Домашнее задание

Учебник, страница 82, упражнение 150 и страница 81, упражнение 147.


Теги: 3 класс, окончания
Автор разработки:  Екатерина Иванова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13964923 от 08.06.2025
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.