Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема взросления

  • Текст: И. Грекова. О взрослении
    (1)Ну, что ж? (2)В общем, дома не существовало. (3)Были какие-то обрывки, клочья. (4)Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом. (5)Костя часто вспоминал Генриха Федоровича и тосковал. (6)Чего-то он здесь не выполнил, не сделал. (7)Не пошел, не кричал. (8)Молчание — предательство. (9)Ему казалось, что тетю Дуню он тоже предал. (10)А что он мог?
    (11)И все же постепенно он успокоился, а молодость шла и брала свое. (12)Даже удивительно, как минутами он умел быть счастливым. (13)Неистребимое что-то.
    (14)Школа никогда особенно много для него не значила, но шел его последний год в школе, и все как-то становилось зачарованным. (15)Последние уроки, последние встречи с учителями, последние ссоры с товарищами. (16)Последние, последние... (17)А впереди — жизнь. (18)Постойте, может быть, он все-таки немного любил школу?
    (19)Ребята — сколько лет прожили вместе, а он их не знает. (20)И все — какие-то незнакомые. (21)Мальчики с неожиданно пробивающимися, даже какими-то неприличными усиками. (22)Девочки с тонкими талиями, с нежными, женскими голосами. (23)Нет, это не те голоса, которые кричали ему: «дурак», «воображала»... (24)А свой-то собственный голос — тоже иногда звучит чужим...
    (25)И преподаватели стали другими. (26)Или просто он увидел их другими глазами. (27)Например, заведующий Иван Поликарпович — теперь уже не заведующий, а директор. (28)Он сам смущен своим новым званием и не знает, как жить дальше и что теперь будет? (29)Не возвращаются ли гимназические порядки?
    (30)Прежде для Кости это был просто лысеющий человек в серой толстовке, похожий на мешок с пылью. (31)Досадное препятствие — и только. (32)А теперь Костя глядел на него с интересом и жалостью...
    (33)В этот последний год в школе как-то особенно часто — по пустякам — вспыхивали небольшие скандалы. (34)После одного из них Иван Поликарпович вызвал Костю к себе в кабинет.
    (35)Сколько раз он уже стоял здесь... (36)Знает каждую вещь. (37)Вот старая, истертая по сгибам карта Европы. (38)Вот цветы на окне, построенные по росту. (39)Правофланговым — фикус. (40)Левофланговым — кактус. (41)Вот тронутое молью чучело вороны на одной ноге...
    (42)Все это когда-то душило его пылью и скукой. (43)И от заведующего шли правильные, скучные, пыльные слова... (44)Он тогда переминался с ноги на ногу и только ждал: когда же его отпустят?
    (45)Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. (46)Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.
    (47)У Ивана Поликарповича оглобелька железных очков, видно, отломилась и замотана суровой ниткой. (48)Аккуратно замотана. (49)Как задевает сердце эта оглобелька! (50)Сам, наверно, заматывал — этими самыми неуклюжими, робкими пальцами. (51)Нелегко ему.
    —(52)Послушай, Левин, — сказал Иван Поликарпович, — я давно хотел у тебя спросить: а не скучно тебе так безвкусно валять дурака?
    (53)И он устыдился.
    (54)А другие учителя? (55)Огненно-рыжая Софья Яковлевна; стройная, завитая, с подмазанными губами «биологиня» Любовь Алексеевна; старый математик Василий Петрович, потерявший ногу на гражданской войне и входивший в класс, гремя костылями? (56)Все это были люди! (57)А он, безвкусно валяя дурака, ни разу даже не взглянул на них, как на людей... (58)Теперь поздно, на носу — выпуск. (59)Костя глядел на этих людей, потерянных им по своей вине, по небрежности, и радостно горевал, и почти любил их.
    (60)А Юра словно горел в эту весну. (61)Он уже четвертый раз был влюблен, метался, дергался, паясничал и брился, забросил уроки и часто сманивал Костю за город — купаться. (62)Восхитителен был этот ворованный отдых. (63)Лежа на песке и сладостно сознавая себя преступниками, они говорили о будущем. (64)Поступать куда-нибудь — только вместе! (65)Костя еще колебался, не знал, куда его тянет. (66)Юра решил — в Политехнический. (67)Они займутся автоматикой. (68)Техника будущего.
    (69)Весь в песке — и в волосах песок, и на ресницах— Юра рассказывал об автоматическом управлении. (70)Поезда без машинистов. (71)Самолеты — без летчиков. (72)Нет, больше того — мысль без мозга... (73)А какие слова: «фотоэлемент», «телеуправление», «радиолокация»...
    (74)В общем, Юра увлек Костю, и так случилось, что оба они потом стали инженерами.
    (И. Грекова)

30.01.2022 19:12:29
Автор: Дарья Колотева

       Как меняется мироощущение во время взросления? Над этой проблемой размышляет И. Грекова в предложенном для анализа тексте.
       Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24). Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим. Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
       Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»  Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось. Автор подчёркивает: выпускник осознал, как быстро пролетело время и как сильно он привязался к учителям, почти полюбил их.
        Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
          В заключение мне хочется сказать, что в период взросления мир вокруг ребёнка меняется навсегда.

Количество слов - 319

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Дарья!

В работе есть не все структурные элементы, что позволяет говорить о незнании композиции сочинения по русскому языку.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 баллов

Пример 1 (изменение отношения Кости к школе, своим одноклассникам) в сочинении указан, но так как вы не смогли сделать пример "ощутимым", понятным, пояснение я засчитать не могу (если убрать те мысли, которые вы считаете пояснением, пример "рассыпается".

Пример 2 (отношение Кости к учителям) указан, пояснён, но не всё в этом примере идеально с точки зрения логики (см. об этом в комментарии к К5).

Взаимосвязь между примерами не определена и не проанализирована. Отсутствие этого важного структурного элемента комментария позволило мне сделать вывод о незнании всех требований, предъявляемых к сочинению в формате ЕГЭ.

Автор приводит в пример Костю, для которого школа в последний год стала чем-то особенным и непонятным: «... и все как-то становилось зачарованным». Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
Указание на номера предложений не запрещено, но я не рекомендую делать ссылку на номера предложений так, как это сделано в вашем сочинении.  Нужно было указать хотя бы слово "предложение/я". Советую не очень увлекаться указанием на номера предложений: по мнению многих специалистов (я разделяю их мнение), ссылки на номера предложений делают работы неорганичными, стилистически неудачными. Радует, что вы только один раз прибегли к такому виду комментирования. Выбор способа отсылки к тексту остаётся за вами -- я только посоветовала.

Чрезмерное цитирование недопустимо (читайте формулировку к заданию 27).

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

К большому сожалению, в сочинении отсутствует формулировка позиции автора. Логично располагать ПА после комментария.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Так как К3 = 0 б, значит, К4 = 0 б.

Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
Синим я выделила тезис, который, возможно, вы посчитали ПА. Тогда где обоснование (с чем именно вы согласны?). Цитаты в обосновании приводите с большой осторожностью. Сейчас, на этапе подготовки к сочинению, у нас есть возможность открыть книгу, какой-то источник в интернете и посмотреть цитату. Но на экзамене ситуация другая. Если в цитате будет допущена неточность, вам могут снять балл по критерию К12 (фактические ошибки).

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе допущены логические ошибки.

Ошибки:

Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным.
Такое введение примера является нелогичным, потому что текст художественный. Не автор рассуждает, а герой. Писатель приводит рассуждения Кости, чтобы показать, что происходит в его душе.

И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя. Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год.
Что вы называете событием? Осознание, труд и терпение -- это не события (логическая ошибка). Указательное местоимение ни на что не указывает.
Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным. Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»
Эта несостыковка (был заведующим, а теперь директор) становится понятна только тогда, когда мы обращаемся к тексту. Советую вам стараться писать так, чтобы было понятно даже тому, кто не читал текст. Конечно, эксперт, проверяющий сочинение, знаком с текстом, на основе которого написано сочинение, но лучше писать "прозрачно", понятно, чтобы не заставлять эксперта всякий раз смотреть исходный текст.
И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
В предложении допущена логическая ошибка (труд и работа -- синонимы).

Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя.
Исходя из проблемы, которую вы обозначили, необходимо больше сосредоточиться на мироощущении юноши. Помните, что задача комментария -- доказать, что в тексте поднимается проблема, которую вы обозначили. Помня это, вы не допустите логические ошибки.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Так как К10 < 2 баллов, К6< 2 баллов.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Ошибки:

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
Неправильно написан производный предлог "наряду". Это не существительное с предлогом.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: +  0 баллов

Ошибки:

Далее И. Грекова размышляет о том, что даже директор может показаться, близким и родным, вызывающим жалость стариком, как и все учителя: «И преподаватели стали другими. Или просто он увидел их другими глазами.», «Теперь он стоит в том же кабинете и видит все иным: трогательным, одушевленным.
Лишняя запятая (запятой вы "разрываете" связь между компонентами сказуемого (может показать близким и родным).

Ошибки в цитировании.

Старый заведующий, старые вещи—а за всем этим скромность, терпение, воля, труд.»
Точка ставится после кавычек.
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения ЗПТ вложенного в работу учителя.
Лишняя запятая. Не обособлен деепричастный оборот.
В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности».

Лишняя запятая.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов

Ошибки:

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
Неправильно построено сложное предложение. Вероятно, вы хотели выразить мысль иначе: Писатель обращает внимание на то, что...  
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Парцелляция (нарушение границ предложения). Показывает и указывает -- однородные члены (другое дело, что эти глаголы однокоренные (тавтология -- неудачное сочетания с точки зрения речи).
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Нарушение согласования. Два определяемые слова (труд и терпение), от них задаётся вопрос к причастному обороту (труда и терпения (каких?), вложенных...).
Это событие дополняет представление читателя о чувствах мальчика в последний школьный год. Помогает понять, что мироощущение Кости в выпускном классе очень сильно изменилось.
И снова парцеллированная конструкция (нарушение границ предложения).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Ошибки:

Этот пример показывает нам, что, становясь старше, мы начинаем видеть все вокруг нас совершенно другим.
Очень много местоимений в одном предложении (ошибки в употреблении местоимений). Без подлежащего "мы", конечно, не обойтись, но зачем нужны нам эти "нам" и "нас"? Посмотрите, как некрасиво звучит моё предпоследнее предложение.
Лучше употребить наречие "по-другому" (начинает видеть всё (как?) по-другому).

Появляются новые мысли, интересы, другие взгляды на привычные нам вещи и события, ведь на ряду с физическим ростом происходит и духовный.
"И повторится всё, как встарь... " Помните эти знаменитые строки А.А. Блока? Я их привела не просто так: дело в том, что местоимение "нам" является лишним (речевая ошибка повторилась).
Автор, детально описывая предметы в кабинете, показывает их ценность, отражение сентиментальности и душевности преподавателя. И указывает на осознание мальчиком, всего труда и терпения вложенного в работу учителя.
Тавтология (необоснованное повторение однокоренных слов).
Я полностью согласна с позицией автора и тоже считаю, что духовный рост и смена мироощущения возможны только через осознание себя. Я восхищена тем, как И. Грекова детально описала все эмоции и переживания мальчика, это помогает увидеть всю глубину чувств подростка. В качестве примера, я приведу цитату известного писателя Василия Головачёва: «Прислушивайся к себе, приспосабливайся к новому мироощущению, наблюдай за всем, что происходит вокруг, и потихоньку осваивай раскрытые способности». Действительно, взросление – это важный процесс, в который происходит самоопределение и переход от детского понимания окружающего мира к взрослому мировоззрению.
Повторы.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки:

Писатель обращает внимание, но то, что одноклассники мальчика стали совсем незнакомыми людьми (21-24).
На мой взгляд, не очень правильно называть юношу, который стоит на пороге взрослой жизни, мальчиком. На балл это не влияет, но обратите, пожалуйста, внимание на подобные важные детали.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием (особенно на анализом связи между примерами), логикой развития мысли, речевым оформлением, пунктуацией и грамматикой.

Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку