Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Возможно ли счастье для людей с ограниченными возможностями?

  • Текст: В. Астафьев. Ягодка

    (1)Куда только не занесут охотника ноги!

    (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет!

    (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два...

    (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская.

    (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону.

    (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке.

    (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

    (16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути.

    (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело.

    (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки.

    (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего…

    (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше.

    (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и...

    (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца.

    (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..»

    (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (31)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… 

    (По В. Астафьеву)

31.03.2021 19:33:01
Автор: Мария Тихая

Возможно ли счастье для людей с ограниченными возможностями? Этот вопрос находится в центре размышления В.Астафьева в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор пишет о землянике, найденной «среди горных репы и колючек». В её «багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок», «округлые лепестки» которого подпалило холодом.  Писатель акцентирует внимание на том, что только зародившаяся ягодка уже умерла, а «цветку оставалось жить день, от силы два». Этот пример показывает отрицательное влияние среды на чью-то жизнь, потому что тому, кто не похож на других, трудно выживать в подобных условиях и обретать счастье.

Далее В.Астафьев описывает случай, увиденный на станции: «от пакгауза двигалась безногая девушка», она была «не в тряпье, не грязная и не пьяная», а «непривычная», и оттого «все смолкли и загляделись на нее». С жестокостью показан эпизод, когда «корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело», и в этот момент «кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи». Пример свидетельствует о том, что  человек-инвалид необычен для общества, его положение вызывает не только повышенное внимание, но и насмешки окружающий.

Использование двух примеров-иллюстраций позволило писателю сопоставить «цветок, что никогда не станет ягодой”, и девушку, «которой не видеть счастья». Астафьев отмечает негативное воздействие окружающей среды на того, кто отличается от других, он убежден, что в таких условиях невозможно обретение счастья.

Авторская позиция ясна: люди с ограниченными возможностями не могут быть счастливы из-за своей непохожести на других. Общество не принимает таких людей, создаёт им некомфортную обстановку и даже может оказывать губительное влияние.

Я разделяю позицию писателя и тоже считаю, что часто счастье человека-инвалида невозможно из-за окружающих. Вспоминаю повесть В.Амлинского «Жизнь Эрнста Шаталова», в которой рассказывается об отношении людей к чужой болезни. Главный герой передвигался на костылях, а это доставляло неудобство его соседям. Осуждающие взгляды, открытое нежелание людей жить рядом с «больным» давали Эрнсту Шаталову понять, что он не такой как все, поэтому и не достоин счастья.

Таким образом, негативное отношение людей к человеку с ограниченными возможностями лишает его счастья. Хочется верить, что общество изменит свои взгляды на «необычность» человека-инвалида, и тем самым подарит ему возможность не чувствовать себя лишним и недостойным счастья.  
Количество слов - 349

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Мария! С большим удовольствие прочитала Ваше сочинение. Спасибо за такое содержательное, безупречное  с точки зрения композиции, грамотное сочинение! Хочу дать несколько  рекомендаций, которые, я надеюсь, позволят немного улучшить работу. Как известно, нет предела совершенству!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 (земляника, найденная «среди горных репы и колючек») в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (случай на станции)  указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: неточно выражена мысль.

С жестокостью показан эпизод, когда «корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело», и в этот момент «кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи».
На мой взгляд, возникает двусмысленность. Конечно, мы понимаем, что автор не мог относиться к девушке жестоко. Постарайтесь подбирать более ёмкие, точные слова. Неточность в выражении мысли может привести к фактической ошибке.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки: нет.

Астафьев отмечает негативное воздействие окружающей среды на того, кто отличается от других, он убежден, что в таких условиях невозможно обретение счастья.

Думаю, что нужно было "разбить" это предложение на два, либо поставить точку с запятой.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки:

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки: нет.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет

Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 24

Возврат к списку