Запомни!

Отглагольные существительные с Ё после шипящих (походные слова):
ночёвка, корчёвка, тушёнка, сгущёнка, копчёность, размежёвка, напряжёнка, печёнка (картошка), напряжённость, протяжённость, обречённость, смущённость, упрощённость, раскрепощённость, завершённость, истощённость, отрешённость.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Каким должно быть отношение человека к матери?

  • Текст: Ты, наверно, очень удивлён тем, что посл
    Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон? Нет, не забыл.

    Я уже послал твоей матери три письма! Я написал ей и за себя, и за тебя...

    Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо. Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. Она и читать, наверно, не успевала. Значит, умеешь?

    Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь...

    Помнишь, когда ты окончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву?

    И как раз была встреча Нового года. Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату.

    Ты стеснялся её. И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...» И виновато поглядывал на Марину.
    Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина тоже перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. А недавно, совсем на днях, она мне всё рассказала...

    Помнишь, тогда, после Нового года, кажется, дня через три, у твоей матери был тяжёлый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: «Если будет совсем плохо, постучи в стенку соседу».

    Марина ничего не поняла. Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. И в этот же вечер ты потерял её навсегда. В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца... Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит.

    И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.

    Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает!

    Она каждый раз хвалила тебя — и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.

    Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. Они, однако, не называют тебя за это своим сыном!

    Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете.

    Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. Но что это меняет?

    Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо .относится ко мне?

    Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма?

    Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери.

    И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину...
30.07.2025 19:51:04
Автор: Gleb

Каким должно быть отношение человека к матери? Именно над этой проблемой рассуждает советский и российский писатель Анатолий Георгиевич Алексин.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию рассказчика, который пишет своему бывшему другу, критикуя его отношение к матери. Как он очень редко писал своей маме, ссылаясь на то, что «не умеет и не любит писать письма». Как стеснялся матери в кругу людей, и унижал, говоря про ее недостатки. Рассказчик был очень зол на своего бывшего товарища, именно из-за этих поступков по отношению к маме. Повествователь отказался от дружбы с таким человеком. Прошлый друг рассказчика плохо относился к самому важному человеку на свете, он пользовался ее заботой и добротой, но никогда не отвечал тем же. Таким образом, мы понимаем, что бывший товарищ рассказчика ужасно и неприемлемо относился к своей матери. После этого автор прервал с ним общение. Ведь он считал его эгоистом, который не ценит семейные ценности.
Далее автор рассказывает нам о том, как бывший друг рассказчика наплевал на недавний сердечный приступ мамы, и сказав ей «если будет очень плохо, постучи в стенку соседу», ушел на концерт с Мариной. Когда он наслаждался прекрасной музыкой, его возлюбленной слышались слабые и бессильные стуки матери в стенку соседа. После этого случая, Марина перестала общаться с ним, ведь она не могла больше смотреть на такое отношение к матери. Из-за ужасного поведения с мамой, от бывшего друга рассказчика отвернулись все. Мать – это самое главное и ценное в жизни человека, если же он относиться к ней плохо, то это сразу отталкивает близких людей. Так, мы можем понять, что от бывшего друга повествователя отвернулись из-за обращения с мамой. Но он недоумевал, почему же никто с ним не поддерживает связь.
Приведённые примеры раскрывают причину и следствие происходящего. В первом примере автор рассказывает о том, как прошлый товарищ рассказчика не уважал и не любил свою мать, а второй пример позволяет нам увидеть, как после плохих поступков, все отвернулись от него. Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что неуважение матери очень плохое качество. Именно из-за него можно потерять верных друзей.
Автор считает, что уважение матери должно быть на первом месте в жизни человека. Потому что именно она хранила и оберегала тебя от внешнего мира. Мама всегда была на твоей стороне и любила всем сердцем. А когда ты не любишь и не заботишься о матери, отталкиваешь близких и друзей. Потому что никто не хочет дружить с тем, кто не уважает маму.
Я абсолютно согласен с автором, и могу доказать это на собственном примере: мой друг всегда помогал и поддерживал свою маму. Он любил ее, поэтому желал ей только лучшего. У него было много друзей, со всеми он поддерживал хорошие отношения, так как знал, что любовь и забота, только улучшают человека. Но был у меня бывший приятель, который совершенно не воспринимал свою мать, как главного человека на свете. Он плохо относился к ней, не беспокоился о ее состоянии и здоровье. Вскоре все прервали с ним общение, так как такой человек не достоин внимания. Он низок своими поступками.
Таким образом, мы можем понять, что уважение матери должно быть заложено в человеке, а если таким качеством не обладать, унижаешься в глазах других. Отталкиваешь знакомых и друзей.
Количество слов - 517

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Глеб!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 3 балла

Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что неуважение матери очень плохое качество.
Внимание! Примеры подбирает автор сочинения, а не автор текста.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.
Связь определена верно.

Взаимосвязь между примерами указана и проанализирована формально: Вы пересказали то же самое. С какой целью? Должно быть новое высказывание, а не дублирование → снижение по К5

K3 - Собственное отношение к позиции автора: 0 баллов

Отношение к позиции автора не сформулировано, но есть попытка обоснования (чего?). Приведен пример-аргумент (чего?)

Я абсолютно согласен с автором, и могу доказать это на собственном примере: мой друг всегда помогал и поддерживал свою маму.
Что Вы доказываете, если тезис не сформулирован?

K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл

K5 - Логичность речи: + 0 баллов

В первом примере автор рассказывает о том, как прошлый товарищ рассказчика не уважал и не любил свою мать, а второй пример позволяет нам увидеть, как после плохих поступков, все отвернулись от него.
Дублирование пояснений
Таким образом, мы можем понять, что уважение матери должно быть заложено в человеке, а если таким качеством не обладать, унижаешься в глазах других. Отталкиваешь знакомых и друзей.
Ложное утверждение: уважение воспитывается, а не заложено изначально.

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Как стеснялся матери в кругу людей, и унижал, говоря про ее недостатки.
Лишняя запятая: стеснялся и унижал — однородные сказуемые, связанные союзом И.
Рассказчик был очень зол на своего бывшего товарища, именно из-за этих поступков по отношению к маме.
Лишняя запятая: нет оснований для её постановки
Далее автор рассказывает нам о том, как бывший друг рассказчика наплевал на недавний сердечный приступ мамы, и сказав ей «если будет очень плохо, постучи в стенку соседу», ушел на концерт с Мариной..
Неверно оформленная прямая речь. Изучите это правило.
Сразу несколько пунктуационных ошибок: перед И запятая не нужна — однородное подчинение придаточных, после И нужна — начало деепричастного оборота.
После этого случая, Марина перестала общаться с ним, ведь она не могла больше смотреть на такое отношение к матери. Из-за ужасного поведения с мамой, от бывшего друга рассказчика отвернулись все.
Лишние запятые
Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что неуважение матери очень плохое качество.
Тире между подлежащим и сказуемым
Но был у меня бывший приятель, который совершенно не воспринимал свою мать, как главного человека на свете.
Лишняя запятая: как = в качестве
Таким образом, мы можем понять, что уважение матери должно быть заложено в человеке, а если таким качеством не обладать, унижаешься в глазах других. Отталкиваешь знакомых и друзей.
а если — стык союзов и нет То, так, но → ЗПТ

K9 - Соблюдение грамматических норм: 0 баллов
Я абсолютно согласен с автором, и могу доказать это на собственном примере: мой друг всегда помогал и поддерживал свою маму.
Нарушение построения предложения с однородными членами: помогал (кому?) и поддерживал (кого?)

Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию рассказчика, который пишет своему бывшему другу, критикуя его отношение к матери. Как он очень редко писал своей маме, ссылаясь на то, что «не умеет и не любит писать письма».
Нарушение границ предложения. Второе предложение — вторая часть предыдущего.
Рекомендация
Сократите эти предложения, уберите повторы.
После этого автор прервал с ним общение. Ведь он считал его эгоистом, который не ценит семейные ценности.
Неоправданная парцелляция: это одно предложение.
Так, мы можем понять, что от бывшего друга повествователя отвернулись из-за обращения с мамой. Но он недоумевал, почему же никто с ним не поддерживает связь.
Неоправданная парцелляция
втор считает, что уважение матери должно быть на первом месте в жизни человека. Потому что именно она хранила и оберегала тебя от внешнего мира.
Это одно СПП
Таким образом, мы можем понять, что уважение матери должно быть заложено в человеке, а если таким качеством не обладать, унижаешься в глазах других. Отталкиваешь знакомых и друзей.
Неоправданная парцелляция
уважение К матери — пропущен предлог
K10 - Соблюдение речевых норм: 0 баллов
автор прибегает к описанию рассказчика
Что Вы имеете в виду под «описанием рассказчика»? Описание внешности, т.е. портрета, нет. Рассказчик — тот, кто рассказывает, повествует.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию рассказчика, который пишет своему бывшему другу, критикуя его отношение к матери.
Вы уверены, что рассказчик нужен автору именно для того, чтобы «привлечь внимание к проблеме»?
Не ошибка, но хочу обратить Ваше внимание, что бездумное использование клишированных фраз делает текст сочинения нелогичным и бедным с точки зрения речи.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию рассказчика, который пишет своему бывшему другу, критикуя его отношение к матери. Как он очень редко писал своей маме, ссылаясь на то, что «не умеет и не любит писать письма».
Он — кто? Автор? Рассказчик? Друг? Неверное употребление личного местоимения рождает двусмысленность.
Обратите внимание на тавтологию.
Повествователь отказался от дружбы с таким человеком.
Термин «повествователь» не используется в сочинениях ЕГЭ по русскому языку.
Прошлый друг рассказчика плохо относился к самому важному человеку на свете, он пользовался ее заботой и добротой, но никогда не отвечал тем же.
Он — кто из них? Варианты: прошлый друг, рассказчик, самый важный человек.
Неверное употребление личных местоимений рождает двусмысленность.
После этого автор прервал с ним общение.
Так кто «прервал общение», автор или рассказчик?
После этого автор прервал с ним общение. Ведь он считал его эгоистом, который не ценит семейные ценности.
Тавтология
Таким образом, мы понимаем, что бывший товарищ рассказчика ужасно и неприемлемо относился к своей матери. После этого автор прервал с ним общение. Ведь он считал его эгоистом, который не ценит семейные ценности.
Далее автор рассказывает нам о том, как бывший друг рассказчика наплевал на недавний сердечный приступ мамы, и сказав ей «если будет очень плохо, постучи в стенку соседу», ушел на концерт с Мариной.
Обратите внимание на стилистическую принадлежность выделенных слов — замените их на нейтральные.
Когда он наслаждался прекрасной музыкой, его возлюбленной слышались слабые и бессильные стуки матери в стенку соседа. После этого случая, Марина перестала общаться с ним, ведь она не могла больше смотреть на такое отношение к матери.
С ним — с кем из них?
Из-за ужасного поведения с мамой, от бывшего друга рассказчика отвернулись все.
Речевая недостаточность: пропуск слов → поведения по отношению к маме
Потому что именно она хранила и оберегала тебя от внешнего мира. Мама всегда была на твоей стороне и любила всем сердцем. А когда ты не любишь и не заботишься о матери, отталкиваешь близких и друзей. Потому что никто не хочет дружить с тем, кто не уважает маму.
Меня? К кому Вы обращаетесь?
Он плохо относился к ней, не беспокоился о ее состоянии и здоровье.
Состояние здоровья

Итак, Глеб, первое, что надо сделать, — сократить текст сочинения: чем больше объём Вашей работы, тем больше ошибок Вы делаете;
второе — обратить внимание грамматические ошибки: Вы ставите границу так, как хочется, а надо учитывать правила построения;
третье — расставляя знаки препинания, задавайте себе вопрос: «Почему я сейчас это делаю, какому правилу следую?»
Внимание на речь — неверное употребление личных местоимений — Ваш бич. Трудно понять, кого Вы имеете в виду. Поработайте с переконструированием предложений. Вы пробуете делать замену синонимами, но это не всегда происходит удачно.
В целом со структурой сочинения Вы знакомы — продолжайте совершенствовать навык написания работы формата ЕГЭ.

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 1
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 3
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 0
K4 - Фактическая точность речи: 1
K5 - Логичность речи : 0
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
Итоговый балл - 9

Возврат к списку