Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ 2025

Проблема совести

  • Текст: (1) Все мы пробыли месяц в запасном полк
    (1) Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Мы, это так — остатки разбитых за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы — счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4) Отдых… два свинцово-тяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки. (5) Отправку на фронт встретили с радостью.

    (6) Очередной хутор на нашем пути. (7) Лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (8) Через полчаса старшина вернулся.

    — (9) Ребята! — объявил он вдохновенно. — (10) Удалось вышибить: на рыло по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (11) Кто со мной получать хлеб?.. (12) Давай ты! — я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая.

    (14) Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки — семь и еще половина.

    (15) Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил ее себе на плечо.

    (16) Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (17) К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и меня. (18) Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (19) Да, тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20) Как и я!

    (21) В жизни мне случалось делать нехорошее — врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (22) Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание — надо было дочитать книгу, подрался снова – так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля — но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел…

    (23) Теперь я и не искал оправданий. (24) Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25) С обочины дороги навстречу нам с усилием — ноет каждая косточка — стали подыматься солдаты. (26) Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.

    (27) Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием.

    (28) В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

    — (29) А где?.. (30) Тут полбуханка была!

    (31) Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая настороженность в них.

    — (32) Эй ты! (33) Где?! (34) Тебя спрашиваю!

    (35) Я молчал.

    (36) Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    — (37) Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (38) В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (39) А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    — (40) Да что с ним разговаривать! — один из парней вскинул руку.

    (41) И я невольно дернулся. (42) А парень просто поправил на голове пилотку.

    — (43) Не бойся! — с презрением проговорил он. — (44) Бить тебя… (45) Руки пачкать.

    (46) И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы — темные, измученные походом, голодные, но лица какие-то граненые, четко лепные. (47) Среди красивых людей — я уродлив.

    (48) Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой.

    (49) Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (50) Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение — лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (51) И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали — нормально. (52) А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других

    По Тендрякову
20.04.2025 15:25:49
Автор: Чулпан Сафаргулова

Как совесть может влиять на человека? Этот вопрос находится в центре внимания Тендрякова
Автор считает так: каждый может совершить ошибку, но только некоторые смогут признать ее. Потому что именно совесть помогает нам понять, что мы сделали не так.
Размышляя над проблемой, автор обращает внимание на солдата, который украл полбуханки хлеба из-за того, что не ел пять суток. Но безрассудность поступка он понял слишком поздно: «Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки». Рассказчик пожалел о содеянном, но ничего уже поделать не смог. Он видел столько красивых лиц, но только себя он считал уродливым. Автор показывает, что солдат осознал всю тяжесть своего поступка благодаря своей совести и уже не искал оправдания.
Далее рассказчик попал в гвардейский полк и завоевывал себе самоуважение мелкими поступками, например, «если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда делил с кем-то». Он не искал исключительности, не хотел быть лучше других, ему было достаточно нормального отношения к нему. Писатель показывает, что герой пытался простить себя за прошлый проступок, потому что ему не давала покоя его совесть.
Дополняя первый пример вторым, автор дает понять, как человека меняет его же совесть.  Солдат старался вновь увидеть в себе порядочного человека, чтобы ему больше не было стыдно за самого себя.
Я согласна с мнением писателя. Когда мы совершаем плохие поступки, то в первую очередь теряем самоуважение. Для доказательства своей позиции приведу пример из литературы. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы. Но после содеянного он больше не мог воспринимать себя как раньше. Совесть мучала его день за днем, пока Родион не прислушался ней. Он сдается полиции и его отправляют в ссылку.
Таким образом, человеку необходима совесть, потому что она учит нас отвечать за наши поступки.
Количество слов - 290

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Чулпан!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2025 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл

Позиция автора сформулирована верно.

K2 - Комментарий к позиции автора: + 2 балла

Пример 1 (поступок солдата, совершившего кражу) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение героя в гвардейском полку, желание искупить свой грех) в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, сделана попытка анализа, но такой вид связи и анализ нельзя засчитать.

Постыдный поступок героя в первом примере (воровство) и положительное поведение в последующем примере (желание искупить вину) не могут дополнять друг друга.

K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла

Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.

Совесть мучала его день за днем, пока Родион не прислушался ней.
Здесь, на мой взгляд, вы демонстрируете недостаточно глубокие знания романа.
Но после содеянного он больше не мог воспринимать себя как раньше.
Не совсем понятно, что имеется в виду. А как герой воспринимал себя раньше?
Он сдается полиции и его отправляют в ссылку.
Каторга и ссылка не идентичные понятия. Это фактическая ошибка. Каторга - в Российской империи: особый вид наказания - содержание заключённых в тюрьмах и т.п. с особо суровым режимом и с привлечением к тяжёлому физическому труду.
Ссылка - пребывание на поселении в качестве ссыльного; время такого пребывания. Согласитесь, что это не одно и то же. Вспомните, например, Михайловскую ссылку А.С. Пушкина, две ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ.
К сожалению, такие ошибки отражаются на оценивании фактической точности речи.

K4 - Фактическая точность речи: + 0 баллов

Допущены фактический неточности в фоновом материале.

K5 - Логичность речи: + 1 балл

Дополняя первый пример вторым, автор дает понять, как человека меняет его же совесть.  Солдат старался вновь увидеть в себе порядочного человека, чтобы ему больше не было стыдно за самого себя.
Логическая ошибка. Не вижу здесь дополнения.
Таким образом, человеку необходима совесть, потому что она учит нас отвечать за наши поступки.
Заключение не коррелирует в проблемным вопросом и позицией автора (есть логический перекос). В проблемном вопросе ключевое слово "влияние". В заключении утверждается аксиоматичная мысль о необходимости совести, что она необходима.

K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, Раскольников решается на убийство старухи-процентщицы.
Лишняя запятая. Нельзя отделять второстепенные члены от грамматической основы. Раскольников решается на убийство (где? в каком это происходит произведении?) в романе "Преступление и наказание".
Он сдается полиции ЗПТ и его отправляют в ссылку.
Нет запятой перед союзом И в сложносочинённом предложении.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Автор считает так: каждый может совершить ошибку, но только некоторые смогут признать ее. Потому что именно совесть помогает нам понять, что мы сделали не так.
Парцеллированная конструкция. Нельзя начинать предложение с подчинительного союза "потому что".
Далее рассказчик попал в гвардейский полк и завоевывал себе самоуважение мелкими поступками, например, «если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда делил с кем-то».
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Попал (что сделал?) - совершенный вид, завоёвывал (что делал?) - несовершенный вид.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Автор считает так: каждый может совершить ошибку, но только некоторые смогут признать ее. Потому что именно совесть помогает нам понять, что мы сделали не так.
Стилистический повтор.
Писатель показывает, что герой пытался простить себя за прошлый проступок, потому что ему не давала покоя его совесть.
Тенденция к повторам и единообразию.
Совесть мучала его день за днем, пока Родион не прислушался ней.
Использовано разговорное слово. Литературный вариант - "мучила".
Автор считает так: каждый может совершить ошибку, но только некоторые смогут признать ее. Потому что именно совесть помогает нам понять, что мы сделали не так.
Размышляя над проблемой, автор обращает внимание на солдата, который украл полбуханки хлеба из-за того, что не ел пять суток.
Повторы.
Далее рассказчик попал в гвардейский полк и завоевывал себе самоуважение мелкими поступками, например, «если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда делил с кем-то».
Смысловая избыточность (местоимение "себе" здесь лишнее).
Нарушение лексической сочетаемости. Что значит мелкий поступок? Если есть мелкий поступок, значит, есть и крупный? Поступок может быть необдуманным, благородным, героическим, постыдным и т.д.
Он не искал исключительности, не хотел быть лучше других, ему было достаточно нормального отношения к нему.
Неверно выбрано местоимение. Нужно использовать возвратное местоимение "себе" вместо личного.
Автор показывает, что солдат осознал всю тяжесть своего поступка благодаря своей совести и уже не искал оправдания.
<...>
Писатель показывает, что герой пытался простить себя за прошлый проступок, потому что ему не давала покоя его совесть.
Однотипно вводятся пояснения (повтор).
Писатель показывает, что герой пытался простить себя за прошлый проступок, потому что ему не давала покоя его совесть.
Неудачно выражена мысль. Думаю, что лучше всё-таки писать о желании героя искупить вину.
Слово "его" лишнее, чужая совесть не может не давать покоя, следовательно, нет необходимости в использовании местоимения.

Итак, Чулпан, вы знаете структуру сочинения и критерии оценивания, но, к сожалению, есть ещё над чем работать. Чётче прописывайте пояснения к примерам, уделите пристальное внимание анализу связи между примерами. Отнеситесь серьёзнее к речевому оформлению, постарайтесь избегать повторов, точнее формулируйте мысль. Советую также при выборе художественных произведений  для обоснования собственного мнения брать такие произведения, которые вы хорошо знаете. Так вы сможете избежать фактических ошибок.
Верю, что у вас всё получится.
Желаю удачи!

Баллы по критериям
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами - 1: 0
К2 - Комментарий к позиции автора (общий): 2
K3 - Собственное отношение к позиции автора: 2
K4 - Фактическая точность речи: 0
K5 - Логичность речи : 1
K6 - Соблюдение этических норм: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм : 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм : 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
Итоговый балл - 14

Возврат к списку