ЦЕ

Цемент, цепочка, целый, цербер, цедра, цена, процедура, целлюлоза, целлофан, цедить, целомудрие, центнер, цепенеть, церемония.

ЦИ

Цистерна, цитрусовые, цифра, циферблат, цирк, панцирь, циновка, цинга, цианит, циклон, цилиндр, цимбалы, цитадель, цитата, цирроз, циркуль, кварцит.

ЦЫ

Цыц, цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыпа, цыкать.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема сострадания

  • Текст: (1)На сто первом километре толпа ягодник
    (1)На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская - Тёплая гора. (2)Поезд стоит здесь одну минуту. (3)А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. (4)И вся посуда полна. (5)Малины на Урале — бери не переберёшь.
    (6)Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда - поезд стоит всего минуту. (7)У одного вагона гвалта и суеты особенно много. (8)В узкую дверь тамбура пытаются влезть тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. (9)Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. (10)Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. (11)Да что там авария – трагедия. (12)Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина - вся, до единой ягодки.
    (13)Туес висит на груди, но уже вверх дном. (14)Бабка оцепенела, схватилась за сердце. (15)Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся.
    – (16)Стойте! (17)Родимые, подождите! (18)Соберу!.. - кричала бабка, но было поздно: поезд уже набрал скорость.
    (19)Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. (20)Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, тоже тряслись.
    (21)Ей поспешно освободили место притихшие школьники, видимо, всем классом выезжавшие по ягоды. (22)Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.
    (23)Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. (24)Пусто в фонаре. (25)Пусто в туесе. (26)Пусто у бабки на душе. (27)А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. (28)Хвастала ребятишкам, встретившимся в лесу: «Я прежде проворная была! (29)По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. (30)Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят.
    (31)Вот тебе и проворна! (32)Была малина - и нет малины.
    (33)На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. (34)Они пристраивают в углу связки удочек и усаживаются подле бабки. (35)Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей – пташечка»:
    Калино, Лямино, Левшино!
    (36)Комариха и Тёплая гора!..
    (37)Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня им, как видно, пришлась по душе. (38)Они её повторяли раз за разом. (39)Бабка с досадой косилась на рыбаков. (40)Молодой рыбак в соломенной драной шляпе крикнул бабке:
    – Подтягивай, бабусь!
    (41)Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. (42)Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.
    – (43)Ну-ну! - удивился рыбак и повернулся к бабке: - Как же это тебя, бабусь, угораздило?! (44)Экая ты неловкая!
    (45)И тут бабка не выдержала, подскочила:
    – Неловкая?! (46)Ты больно ловкий! (47)Я раньше знаешь какая была! - (48)Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась.
    (49)Рыбак неловко прокашлялся. (50)Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали. (51)Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:
    – А ну, показывай трофеи! (52)Ого, молодцы! (53)3наете что, ребятки, подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо.
    (54)Школьники потянулись к рыбаку. (55)Он что-то прошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
    (56)В вагоне всё разом оживилось. (57)Школьники засуетились, заговорили. (58)Из-под лавки был извлечён бабкин туес. (59)Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
    – Налетай! (60)Сыпь каждый по горсти. (61)Не обедняете, а бабусе радость будет!
    (62)И потекла малина в туес, по горсти, по две. (63)Бабка протестовала:
    – Чужого не возьму! (64)Сроду чужим не пользовалась!
    — (65)Молчи, бабусь! - урезонил её рыбак. - (66)Какое же это чужое? (67)Ребята ж эти все внуки твои. (68)Хорошие ребята. (69)Только догадка у них ещё слаба. (70)Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!
    (71)И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.
    (72)Она обняла посудину руками и, пошмыгав носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:
    – Да милыя, да родимыя!.. (73)Да зачем же это? (74)Да куда мне столько? (75)Да касатики вы мои!..
    (76)Туес был полон, даже с «копной». (77)Рыбаки снова грянули песню. (78)Школьники тоже подхватили её:
    Эх, Калино, Лямино, Левшино!
    (79)Комариха и Тёплая гора!..
    (80)Поезд летел к городу. (81)Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! (82)Бабку с малиной везу!» (83)А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:
    – И придумают же! (84)Придумают же, лешие! (85)И что за востроязыкий народ пошёл!..
    (По В.П. Астафьеву*)
05.03.2024 09:32:25
Автор: Ирина Катаева

В чём проявляется сострадание к другим людям? На этот вопрос отвечает в предложенном тексте В. П. Астафьев, советский и российский писатель.
Рассмотрим на примерах, как автор раскрывает поставленную проблему. В начале текста говорится о том, что произошла «трагедия»: пожилая женщина, поднимаясь в вагон,  случайно рассыпала всю ягоду, собранную в лесу. «Ей поспешно освободили место притихшие школьники», – так Астафьев описывает отношение детей к человеку, попавшему в неприятную ситуацию. Таким образом, писатель подчеркивает, что сострадание проявляется в способности понимать эмоциональное состояние другого, замечать перемены в нем, в чуткости и такте.
Далее В. П. Астафьев повествует о рыбаке, который подсказал детям, как можно помочь старушке: «Сыпь каждый по горсти… бабусе радость будет!» Школьники с воодушевлением отреагировали на команду взрослого, и в результате радость в финале испытала не только героиня, но и все, кто ей помог. Так автор дает читателю понять, что неравнодушие к чужой беде проявляется в поступках.
Приведенные примеры, дополняя друг друга, показывают, что сострадание выражается не только в умении замечать чужое горе, но и в конкретных действиях человека по отношению к тем, кто нуждается в поддержке.
Позиция автора ясна. Сострадание проявляется в чуткости, внимательности к другим людям, в реальной помощи им.
Я согласна с позицией автора. Действительно, сострадание – это не только сочувствие чужому несчастью, но и помощь людям. Помню реплику, которую произносит в фильме равнодушный, циничный персонаж: «Я вам сочувствую, но ничем помочь не могу». До сих пор слова кажутся мне жестокими. Сострадание, сочувствие – это не только эмпатия, но и соответствующее поведение, способность чем-то пожертвовать. Но, к сожалению, практика показывает, что на словах быть добрым легко, а когда дело доходит до поступков, то желающих помогать, жертвовать своим временем или комфортом не так уж и много.
В заключение хочу сказать, что сострадание к окружающим делает наш мир лучше, помогает строить отношения с людьми на принципах милосердия и добра.
Количество слов - 301

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ирина! Я получила удовольствие, работая с вашим сочинением. Чувствуется рука человека, который понимает, что такое анализ текста, умеет создавать развёрнутые рассуждения, грамотно оформлять мысли. Сочинение, на мой взгляд, заслуженно получает высокие баллы.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, но комментарий нельзя назвать безупречным.

Пример 1 (чуткое отношение школьников к старушке, рассыпавшей малину: "умение замечать чужое горе") в сочинении указан, пояснён.

Пример 2 (действенная помощь пассажиров старушке, подсказка рыбака: "конкретное действие") указан, пояснён. Мне кажется, что пояснение во втором примере выглядит менее убедительно, чем в первом.

Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями, сделана хорошая попытка проанализировать связь, но хочу вас предупредить: при выборе связи "дополнение" нужно чётко понимать, что следует быть максимально убедительными, чтобы связь зачли.

Связь «дополнение» будет учитываться только в случае, если в работе логично  и последовательно показано, КАК (В ЧЁМ ИМЕННО) второй пример-иллюстрация  дополняет первый. Подобная связь требует от экзаменуемого на содержательном уровне чёткого и исчерпывающего разъяснения, что делает эту связь достаточно трудной  для реализации.

На мой взгляд, анализ связи отчасти дублирует пояснение к примеру и позицию автора, поэтому балл вынуждена снять.

Вы могли бы избежать дублирования, если бы в пояснениях не отвечали на проблемный вопрос, а обобщали бы содержание примера-иллюстрации. Такой совет даёт ученикам Елена Петровна Дудина, один из ведущих преподавателей нашего  сайта. Прислушайтесь к её совету!

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Совет: на мой взгляд, лучше оформить позицию автора, использую двоеточие:

Позиция автора ясна: сострадание проявляется в чуткости, внимательности к другим людям, в реальной помощи им.
Поясню свою рекомендацию. Во-первых, такое оформление предложения с точки зрения грамматики выглядит убедительнее; во-вторых, вы показываете, что умеете (в этом я не сомневаюсь) использовать в сочинении разные виды предложений (простые, сложноподчинённые, сложносочинённые, бессоюзные). Это является красноречивым свидетельством богатства речи.
Кроме того, хочу обратить ваше внимание на следующий важный момент: поскольку текст, по которому вы написали сочинение, художественный, а не публицистический, не рекомендую использовать речевую конструкцию "позиция автора ясна". В художественном тексте ПА может быть закамуфлирована, не выражена явно. Лучше употребить такого рода обороты: Авторская позиция не заявлена прямо, но вполне понятна..., Позиция автора не сформулирована чётко, но её можно восстановить по общему ходу повествования...

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Рекомендация: старайтесь, чтобы было больше конкретики в обосновании.

Помню реплику, которую произносит в фильме равнодушный, циничный персонаж: «Я вам сочувствую, но ничем помочь не могу». До сих пор слова кажутся мне жестокими.
Лучше приводить примеры более точные. Какой фильм? Какая книга? Какой спектакль?

В Методических материалах для председателей и членов  предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым  ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2024 года нас предупреждают: общие размышления будут оцениваться по критерию К4 нулём баллов. При  обосновании необходима конкретная и точная информация, которая может быть признана  примером-аргументом. Таким образом, примером-аргументом является исключительно конкретизированная, детализированная информация, служащая подтверждением  заявленного тезиса.

Если бы был назван фильм или персонаж, вопросов никаких не возникло. Постарайтесь не рисковать.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 – Богатство речи + 1 балл

Ошибки: нет.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки: нет.

Речевой недочёт, который никак не влияет на снижение баллов.

Таким образом, писатель подчеркивает, что сострадание проявляется в способности понимать эмоциональное состояние другого, замечать перемены в нем, в чуткости и такте.
"в нем, в чуткости" — стилистический повтор.
Совет: перефразируйте, не используя предлог "в" повторно. Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами.
Позиция автора ясна. Сострадание проявляется в чуткости, внимательности к другим людям, в реальной помощи им.
Я согласна с позицией автора. Действительно, сострадание – это не только сочувствие чужому несчастью, но и помощь людям.
Необоснованные повторы. Постарайтесь избегать повторов. Да, это разные абзацы, но всё-таки. Слово "автор" не является ключевым и не претендует на роль экспрессивного повтора. К тому же в вашем случае речь идёт о словосочетании (позиция автора).

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации

Ирина, вы молодец! Постарайтесь делать анализ связи более глубоким и подробным, чтобы у эксперта не было никаких сомнений: можно ли поставить балл или нет.

Не останавливайтесь на достигнутом, работайте дальше, пишите сочинения, читайте хорошие книги, смотрите бесплатные вебинары по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ на нашем сайте. Уверена, что вы сможете набрать на ЕГЭ достойные баллы!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку