Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема трусости на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



30.04.2021 01:47:59

Есть ли место трусости на войне? Этот вопрос находится в центре внимания Г. Бакланова.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о старшине Пономареве. Он повел солдата Долговушина на наблюдательный пункт, чтобы воспитать «бестолкового» подчиненного. Дойдя до нужного места, Пономарев обнаружил санный обоз с немцами, которые были уже в тылу. Пытаясь спасти пехотные войска, он начал стрелять по врагам, но получил ранение и, выпустив последние патроны, был убит. Этим примером Г. Бакланов показывает поведение военнослужащего, готового пожертвовать жизнью ради товарищей и спасения Родины.
Автор также обращает внимание на действия Долговушина. Пока Пономарев пытался спасти пехоту, солдат, струсив, «благополучно спустился под скат» и остался жив. Но при этом у него не возникло мысли попытаться спасти военного - Долговушин обрек Пономарева на смерть. Сравнивая поведение старшины и его подчиненного, Бакланов показывает недостойное солдата поведение, которое обернулось трагедией.
Примеры, противопоставленные друг другу, помогают Бакланову показать, чего стоят проявления трусости на войне, к каким последствиям они могут привести.
Автор считает, что трусость во время военных действий неприемлема, потому что из-за нее могут погибнуть товарищи, которые не ожидают подлости со стороны соотечественника.
Я согласна с мнением Г. Бакланова. Если вспомнить историю, можно заметить, что дезертирство, трусость и уклонение от обязанностей в условиях войны жестоко наказывались как во время правления Романовых, так и после революции, потому что эти поступки могли стоить жизни сотен и тысяч солдат.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что люди, которые участвуют в боевых действиях, должны быть храбрыми, потому что от их действий зависит судьба не только товарищей, но и Родины.
Количество слов - 251

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, !

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл.

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. Логическая ошибка в том, что на вопрос можно ответить однозначно - да, на войне есть место трусости. В чем проблема-то? Стоит переформулировать вопрос:

Как нужно вести себя в критической ситуации?

Именно на этот вопрос хорошо ложатся те примеры, что Вы привели.

K2 - Комментарий + 2 балла.

Пример 1 не засчитан, поскольку никак не соотносится с заявленной проблемой.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами и анализ при отсутствующем втором примере зачесть нельзя.

Вы сформулировали далеко не главную проблему, поэтому не получилось найти второй пример.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл.

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

Отношение к позиции автора содержит согласие, есть обоснование тезиса, а самого тезиса нет.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Не стоит начинать абзац с "также".

В сочинении присутствую  грамматические и речевые ошибки.

Есть ли место трусости на войне? Этот вопрос находится в центре внимания Г. Бакланова.
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, автор пишет о старшине Пономареве. Он повел солдата Долговушина на наблюдательный пункт, чтобы воспитать «бестолкового» подчиненного. Дойдя до нужного места, Пономарев обнаружил санный обоз с немцами, которые были уже в тылу. Пытаясь спасти пехотные войска, он начал стрелять по врагам, но получил ранение и, выпустив последние патроны, был убит. Этим примером Г. Бакланов показывает поведение военнослужащего, готового пожертвовать жизнью ради товарищей и спасения Родины.
Автор также обращает внимание на действия Долговушина. Пока Пономарев пытался спасти пехоту, солдат, струсив, «благополучно спустился под скат» и остался жив. Но при этом у него не возникло мысли попытаться спасти военного - Долговушин обрек Пономарева на смерть. Сравнивая поведение старшины и его подчиненного, Бакланов показывает недостойное солдата поведение, которое обернулось трагедией.
Примеры, противопоставленные друг другу, помогают Бакланову показать, чего стоят проявления трусости на войне, к каким последствиям они могут привести.
Автор считает, что трусость во время военных действий неприемлема, потому что из-за нее могут погибнуть товарищи, которые не ожидают подлости со стороны соотечественника.
Я согласна с мнением Г. Бакланова. Если вспомнить историю, можно заметить, что дезертирство, трусость и уклонение от обязанностей в условиях войны жестоко наказывались как во время правления Романовых, так и после революции, потому что эти поступки могли стоить жизни сотен и тысяч солдат.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что люди, которые участвуют в боевых действиях, должны быть храбрыми, потому что от их действий зависит судьба не только товарищей, но и Родины.
K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, обоснованием собственной позиции.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку