Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема мира на войне

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

28.04.2021 00:55:08
Автор: Анастасия Нецветаева

В чем заключается роль мирных моментов во время войны? Этот вопрос становится предметом размышлений В. О. Богомолова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор повествует о пулеметчике, испытавшем ужасы войны. Он «…косил рослых, как на подбор, немцев… озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета …». Этот пример позволяет убедиться в безжалостности сражений. Далее В. О. Богомолов пишет об одном из мирных мгновений войны: боец наслаждался природой («…плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки…») и литературой (отдавался «…стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке…»). Это свидетельствует о безмятежности солдата, его желании расслабиться и забыться. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают понять значение спокойных периодов войны: они дают возможность отвлечься от кошмаров боевых действий.

Авторская позиция понятна. Он считает, что мирные моменты во время войны позволяют человеку отдохнуть не только физически, но и морально.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что роль затишья на войне поистине велика.

Пример мирных мгновений в годы сражений можно найти в советском художественном фильме 1973 года режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», основанном на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами. Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала справиться со страхом, болью и потерей товарищей.

Прочитав текст В. О. Богомолова, я убедилась в том, что мирные моменты во время войны играют огромную роль в жизни человека.
Количество слов - 254

Добрый день, Анастасия. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.


К1 - Формулировка проблем исходного текста +1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста+5 баллов
Пример 1 указан, но пояснение слабое, неточное, неверно сформулированное. Пример 2 указан, пояснён. Связь между примерами определена верно, проанализирована. Рекомендация: когда пишете пояснения к примерам и анализ связи между ними, тщательнее выбирайте подходящие слова, чтобы на реальном экзамене вам не снизили баллы по этим критериям. Например:
Это свидетельствует о безмятежности солдата, его желании расслабиться и забыться. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают понять значение спокойных периодов войны: они дают возможность отвлечься от кошмаров боевых действий.
Слово БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, на мой взгляд, не совсем подходит. Он хотел забыть недавний страшный бой и вспомнить ощущения простого человеческого счастья,  которые испытывал в мирное время. Слово ЗАБЫТЬСЯ тоже не совсем удачное. спокойных периодов войны- несочетаемость лексическая;  кошмары боевых действий- то же самое( отсюда и мой совет более тщательно выбирать слова для формулировки высказываний)


K3 - Отражение позиции автора исходного текста +1 балл
Позиция автора  относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +1 балл
Есть согласие с автором, но нет тезиса, поясняющего вашего согласия. Есть обоснование. Ставлю 1 балл, но  постарайтесь не только согласиться с автором, но и выразить своё мнение по этому поводу.
Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что роль затишья на войне поистине велика.

Пример мирных мгновений в годы сражений можно найти в советском художественном фильме 1973 года режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», основанном на подлинных событиях времен Великой Отечественной войны. Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами. Д
После слов  роль затишья на войне поистине велика  явно не хватает предложения: Именно в такие минуты человек вспоминает дом, семью, любимого человека и понимает, что война отняла у них самое дорогое- мир.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения+2 балла
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения

K6 - Точность и выразительность речи +1 балл
Есть нарушения точности выражения мыслей

K7 - Соблюдение орфографических норм +2 балла
Капитан Титаренко выступает дирижером «Поющей» эскадрильи, которая превращается в настоящий оркестр в периоды между полетами.
Почему вы написали это слово с прописной буквы? Это название?



K8 - Соблюдение пунктуационных норм+ 3 балла
Ошибок нет


K9 - Соблюдение грамматических норм+ 1 балл
Рассуждая о проблеме, автор повествует о пулеметчике, испытавшем ужасы войны. Он «…
повествовать , рассуждая о проблеме...лучше заменить на : Размышляя над проблемой, автор повествует...


K10 - Соблюдение речевых норм+1 балл
Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала
Старайтесь избегать употребления  однокоренных слов.
Деятельность самодеятельного ансамбля сплачивала коллектив, способствовала поднятию духа и помогала справиться со страхом, болью и потерей товарищей.
Вместо КОЛЛЕКТИВ надо БОЙЦОВ, так как речь всё-таки о тех, кто воевал; поднятию ИХ духа.


K11 - Соблюдение этических норм+1 балл
Этические ошибки отсутствуют

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл
Фактические ошибки в фоновом  материале отсутствуют.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку