Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

В чём заключается главная задача культурного человека?

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

01.04.2021 10:33:50
Автор: Валерия Антонова

   В чём заключается главная задача культурного человека? Этот вопрос находится в центре внимания Чехова в предложенном для анализа тексте.
    Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове. Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути.
    Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки». Этим примером писатель доносит до читателя мысль о том, что есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь.
    Приведенные примеры противопоставлены друг другу. Они дают понять, что некоторые люди считают важным заботу об окружающих, а другие предпочитают бездействовать и оставаться в стороне.
     Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним.
     Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним. Именно такие люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.
    Прочитав текст, я сделала вывод о том, что для культурного человека важно благополучие окружающих его людей.
Количество слов - 301

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Валерия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Рекомендация: цитаты сокращайте.
Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.
Стоит "развести" примеры: показать, КАК ИМЕННО происходит противопоставление, что делает каждый из примеров.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция мне понятна
В художественном тексте всегда ПА неявная- приходится её вычленять.

Рассказы Чехова- примеры особенно сложно выделяемой ПА.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: повторы

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Авторская позиция мне понятна: Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним
с маленькой буквы: ПП в составе БСП

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

...есть люди, которые неравнодушны к проблемам людей и они стараются улучшить жизнь.
Придаточная часть обособляется

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

поступков ближним
поступков ДЛЯ кого?

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над проблемой, автор ведет повествование от лица рассказчика. Он спорит с Лидой о постройке медицинского пункта в Малозёмове.
Он - кто ? Рассказчик или автор?
Неверное употребление личного местоимения.

Рассказчик считает, что «медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению» и что на жизнь людей влияет условия жизни, потому что они «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони». Этот пример показывает, как люди были лишены свободы и возможности выбора своего жизненного пути.
    Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове.
повторы
выбора своего жизненного пути
А можно выбрать ЧУЖОЙ жизненный путь?
Лишнее слово

Далее Лида приводит частный случай из жизни: умерла при родах Анна, потому что не было больницы вблизи. Теперь Лида старается что-то предпринять, чтобы подобных случаев не было, поэтому она хочет открыть медицинский пункт в Малозёмове. Она обеспокоена и считает, что «нельзя сидеть сложа руки».
Повтор слов ЛИДА, ОНА

культурные люди стремятся делать добро окружающим и защищать их права. В подтверждение этих слов вспоминаю произведение Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», в котором автор в последнем письме говорит о доброте и совершении добрых поступков ближним.
Тавтология

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Примечание:

...автор ведет повествование от лица рассказчика
Эту фразу лучше убрать. Если  Вы прочитаете рассказ в полном варианте, то увидите, что позиция автора более сложная. Чехов ни на чьей стороне. Автор ведёт повествование, но не от лица рассказчика.

Общие рекомендации: следует усилить работу над речью.


 Успеха на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 19

Возврат к списку