Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как война влияет на характер человека.

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



14.02.2021 15:45:37
Автор: Софья Асланян

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
В тексте автор рассказывает о солдате Долговушине , который за год своей службы поменял множество должностей ,  но нигде не проявил своих способностей. Поэтому окружающие считали его бестолковым и неспособным воевать. В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул".В  эту минуту герой поддался панике и невзирая на приказы старшины трусливо бросился спасать свою жизнь.
Также данную проблему раскрывает  сопоставление главного героя и старшины Пономарёва. Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь. В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу. Он погиб как настоящий герой "Он обернулся и,  целясь,  давая Долговушину уйти, выпустил в немцев семь патронов."
Авторская позиция в данном тексте такова: то , что в зависимости от факторов,  влияющих на человека он может проявлять как положительные,  так и отрицательные качества своего характера.
Я согласна с позицией автора , война влияет на каждого человека абсолютно по-разному одни могут проявить храбрость , в то время как другие трусливо убегают, спасая лишь себя.
В заключение хочется выразить надежду на то ,  что каждый человек сможет принимать правильные и быстрые решения какой бы сложной и опасной не была ситуация.

Количество слов - 235

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Софья!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно.

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
Формулируйте проблему в виде вопроса или в виде конструкции "проблема + отглагольное существительное + ключевое слово темы". Посмотрите на возможные варианты формулировки проблемного вопроса:

Как война влияет на человека? / Проблема влияния войны на человека.
K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами не определена  и не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Позиция автора относительно поставленной проблемы не определена.

Авторская позиция в данном тексте такова: то , что в зависимости от факторов,  влияющих на человека он может проявлять как положительные,  так и отрицательные качества своего характера.
Мысль не поддается восприятию.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
1) Верно: над окопом.
В заключение хочется выразить надежду на то ,  что каждый человек сможет принимать правильные и быстрые решения какой бы сложной и опасной не была ситуация.
2) Верно: ни была.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Не обособлено придаточное предложение.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
2) Не обособлены придаточные части.
.В  эту минуту герой поддался панике и невзирая на приказы старшины трусливо бросился спасать свою жизнь.
3) Не обособлено обстоятельство уступки.
Он погиб как настоящий герой "Он обернулся и,  целясь,  давая Долговушину уйти, выпустил в немцев семь патронов
4) После слова "герой" надо поставить запятую, а "он" написать со строчной буквы.

Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь.
2) Лишняя запятая после "оказавшись".

3) Нет запятой после определения.

4) Лишняя запятая перед И.

Я согласна с позицией автора , война влияет на каждого человека абсолютно по-разному одни могут проявить храбрость , в то время как другие трусливо убегают, спасая лишь себя.
5) Нет двоеточия в бессоюзном сложном предложении после наречия "по-разному".

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Верно: проблема влияния войны на человека.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию когда над окопам в котором находился Долговушин появился человек в каске " Расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул"
2) Неверное оформление встроенной цитаты. В качестве одного из вариантов редактуры возможно включение цитаты в скобки и оформление ее как вставки. Только цитату напишем со строчной буквы.
В качестве примера влияния войны на поступки человека автор приводит ситуацию,  когда над окопом, в котором находился Долговушин, появился человек в каске  (" расставив короткие ноги, четко видны на фоне неба, он поднял над головой винтовку , потряс ею и что-то крикнул").
Оказавшись, в тяжёлой жизненной ситуации Долговушин, охваченный страхом и паникой бросает старшину, и стремится спасти только лишь свою жизнь. В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу.
3) Неоправданная парцелляция.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

В своём произведении Григорий Яковлевич Бакланов затрагивает проблему того как война влияет на поступки и раскрывает характер человека.
1) Не затрагивает, а ставит или поднимает.

2) "В своем произведении" -  плеоназм.

3) Пропущено важное для понимания мысли слово - поступки людей.

В тексте автор рассказывает о солдате Долговушине , который за год своей службы поменял множество должностей ,  но нигде не проявил своих способностей.
4) Плеоназм. Кроме этого, чужую речь надо брать в кавычки.
Также данную проблему раскрывает  сопоставление главного героя и старшины Пономарёва
5) Данный - канцеляризм.
6) Сопоставление не может раскрывать - лексическая несочетаемость. Исправим.
Автор сопоставляет влияние войны на  Долговушина и на старшину Пономарёва
В то время как Пономарёв немедля проявляет мужество и отвагу.
7) Разговорные слова недопустимы в сочинении. Подбирайте нейтральный синоним - немедленно, тотчас.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, обоснованием собственной позиции,  пунктуацией, грамматикой, речью. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку