Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение итоговое

Чтение литературного произведения – труд или отдых?

  • Тематическое направление: 3.3. Искусство и человек
    08.11.2023 16:05:59
    Автор: Лора Галаган

    Сочинение Альберта Валеева (на сайте считается работой Лоры Галаган, хотя при отправке на бесплатную проверку я указывала: "сочинение моего ученика...").

         Если вам интересно мое мнение, то я не согласен с тем, что карьера - главное в жизни. Можете не переубеждать меня, поскольку я заранее знаю ваши доводы о том, что карьера-это достижение славы, известности в какой-либо деятельности, что это путь к самореализации, проверенная дорога к завоеванию успеха. Я даже готов по большей части согласиться со всеми этими утверждениями, но все-таки останусь при своем мнении: главное в жизни – точно не карьера!
         Все дело в том, что мне почти по-обломовски надоел этот мир с его вечными фразами о том, что только карьера может обеспечить финансовое благополучие, настоящее счастье, что только благодаря блестящей карьере добьешься своих целей. Я в корни не согласен с этим. Вспомним, например, великого Николу Тесла, которого считали не только великим ученым, но и «талантливым стремительным карьеристом». Не спорю с тем, что Тесла добился славы, на пути к которой пришлось преодолевать немалые трудности, не обращая внимание на проблемы в личной жизни, зато оставив свое имя в истории. Но мало кто знает, что в последние годы своей жизни Никола сожалел о своем выборе, поскольку рядом не было людей, которым он мог оставить ключи от своего дома, попросить помочь в трудном физическом состоянии. Ведь он все поставил на карту ради своей карьеры, а о других сферы жизни даже не задумывался. Вот почему я уверенно говорю: подлинного счастья может достичь только человек, развивающийся во всех сферах жизни: в  семье, в понимании себя , в общении с другими людьми.
         Примером карьериста, по моему мнению, можно считать начальник МТС Княжева из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге, пока машина не перевернулась. В результате аварии один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненого до медпункта. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти и cчет жизни идет на часы, начальник МТС отказался давать распоряжение о выделении транспорта, ссылаясь на инструкции. Для Княжева собственная карьера, невозможная при нарушении распоряжений районного начальства, оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов трактор был предоставлен, но не потому, что в карьеристе проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания, после которого карьере пришел бы конец. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. На вопрос о продолжении успешной карьеры Княжева у Тендрякова ответа нет, хотя я не сомневаюсь, что могли найтись сотни казенных оправданий нерешительности чиновника. Этот пример для меня - подходящая иллюстрации для тех, кто считает блистательную карьеру верхом счастья.
         Вы, наверное, решили, что я из неудачником? Да нет… Я как раз знаю, как это зарабатывать деньги, посвящать всего себя лишь одному делу, чтобы добиться успеха, подняться как можно быстрее и выше по карьерной лестнице. Я устал от такой жизни, когда каждый человек думает лишь о материальном, о том, как бы заработать побольше, стать известным, уметь построить успешный бизнес. Но разве это главное? Конечно, нет!!! Я просто хочу, чтобы каждый из нас понял, что все люди стремятся к счастью, а его можно достичь, только преуспев во всех сферах жизни!

    Количество слов - 514

    Рецензент: Елена Дудина

    Здравствуйте, Альберт!

    Ваше сочинение выделяется в потоке однотипных стандартных работ: вы пишете непринужденно, свободно владеете речью, умело используете различные средства выразительности. Это очень хорошо! Вместе с тем в сочинении есть ряд недостатков, над устранением которых вам предстоит поработать.

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1 балл. Альберт, здесь, очевидно, произошла техническая ошибка -- сочинение опубликовано под другой темой, но из текста понятно, что вы рассуждаете о том, является ли карьера главной целью в жизни.

    К 2 (наличие литературного аргумента) + 0 баллов.

    В качестве первого аргумента для доказательства выдвинутого тезиса вы использовали пример из биографии ученого Николы Теслы. Пример удачный и убедительный, однако он не может быть зачтен по критерию К2, поскольку не является примером из литературного произведения. Этот пример не соответствует требованиям, предъявляемым к итоговому сочинению, а потому использование такого примера в аттестационной работе бессмысленно.

    В качестве второго примера взята ситуация, описанная в повести В. Тендрякова "Ухабы". Спасибо вам, Альберт, за привлечение к аргументации нетривиального литературного материала. Однако попробуем разобраться, что именно иллюстрирует предложенная в аргументе ситуация. Для этого обратимся к тезису сочинения, он таков:

    ... я не согласен с тем, что карьера - главное в жизни.
    <...> главное в жизни – точно не карьера!
    Тезис вполне отвечает на поставленный в теме рассуждения вопрос. Этот тезис получает поддержку в первом аргументе, мысль последовательно развивается:
    ...подлинного счастья может достичь только человек, развивающийся во всех сферах жизни: в  семье, в понимании себя , в общении с другими людьми.
    Теперь мы знаем не только о том, что карьера -- не главное в жизни, но и о том, что главнее карьеры. И, соответственно, в дальнейшем рассуждении мы надеемся увидеть продолжение этой цепочки мыслей. Но что мы видим в примере из литературного произведения? Чиновник Княжев ставил карьеру на первое место и из-за риска сломать ее поступил безнравственно. Мы не знаем ничего о том, развивался ли Княжев в других сферах жизни, в общении с людьми, в понимании себя. Мы не знаем, обрел ли Княжев счастье или его карьеризм привел к несчастью и одиночеству. Мы знаем только то, что Княжев был карьеристом. Этот пример доказывает мысль о том, что существуют люди, ставящие карьеру превыше всего. Но этот пример не доказывает мысль о том, что карьера не главное в жизни. Мы видим отступление от темы рассуждения -- это логическая ошибка, но она не фатальна. Плохо другое: получается, что тезис, предложенный вами в рассуждении, не получает подтверждения на основе литературного материала, а это является нарушением требований к содержанию итогового сочинения, указанных в критерии К2.

    Оценивая сочинение по критерию К2, рецензент обязан ответить на вопрос: строится ли рассуждение по заявленной теме с опорой на литературный аргумент? В данном случае ответ не может быть положительным, поскольку представленный литературный аргумент не способствует раскрытию заданной темы.

    Вы предприняли слабую попытку как-то привязать пример к своему тезису:
    Этот пример для меня - подходящая иллюстрации для тех, кто считает блистательную карьеру верхом счастья.
    Но такого расплывчатого комментария недостаточно для убедительного доказательства того, что карьера -- не главное в жизни. Сделал ли карьеризм Княжева несчастным человеком? В жизни Княжева карьера была главной целью, почему же у других не может быть так же? Непонятно.

    Именно от такой ситуации подстраховывают преподаватели учеников, предлагая им использовать в аргументации не менее двух литературных примеров. Вы же решили обойтись одним, но выбрали не соответствующий теме пример, в результате нарушили одно из главных требований к итоговому сочинению. Выбирая одно произведение для аргументации, вы должны быть четко уверены в том, что этот пример иллюстрирует тезис, а значит, риск обнуления К2 минимален.

    К3 (логика и композиция) + 1 балл

    Ошибки

    Существенной логической ошибкой является наличие недоказанного тезиса в последнем абзаце сочинения:

    Я просто хочу, чтобы каждый из нас понял, что все люди стремятся к счастью, а его можно достичь, только преуспев во всех сферах жизни!
    Это утверждение не вытекает из предыдущего рассуждения, а значит, не является выводом, обобщением ранее сказанного. Вы ничего не говорили о людях, которые стали счастливыми, добившись успеха во всех сферах жизни. Кроме того, само суждение далеко не бесспорно: можно стать счастливым и при других обстоятельствах, вовсе не обязательно для обретения счастья преуспевать везде. Такое "повисающее" суждение логически недопустимо в конце сочинения.
    Все дело в том, что мне почти по-обломовски надоел этот мир с его вечными фразами о том, что только карьера может обеспечить финансовое благополучие
    А что же еще, кроме карьеры, может обеспечить финансовое благополучие? Удачное замужество или выигрыш в лотерею? Увы, именно карьера является залогом финансового благополучия, это утверждение аксиоматично и сомнений не вызывает, а  значит, подвергая его сомнению, вы допускаете логическую ошибку. Примерно такую же, как если бы вы сказали: вряд ли на севере зимой бывает снег.
    Ведь он все поставил на карту ради своей карьеры, а о других сферы жизни даже не задумывался. Вот почему я уверенно говорю: подлинного счастья может достичь только человек, развивающийся во всех сферах жизни: в  семье, в понимании себя , в общении с другими людьми.
    Здесь микровывод не вытекает из примера. Мы видим человека, не ставшего счастливым. О таком человеке и должен быть вывод: карьера не может дать человеку подлинного счастья.
    А у вас в выводе речь и дет о таком человеке, который достиг подлинного счастья, -- но где же соответствующая иллюстрация?


    К 4 (речь)+ 1 балл

    Альберт, у вас развитая речь, это заметно с первых строк рассуждения. Однако стиль, которого вы придерживаетесь в сочинении, вызывает недоумение.

    С самого начала вы задаете определенный тон в диалоге с читателем: такое ощущение, что сами вы не расположены к рассуждению, а читатель как бы заставляет вас рассуждать. Именно такое впечатление возникает при чтении первой вашей фразы:

    Если вам интересно мое мнение, то я не согласен с тем, что карьера - главное в жизни.
    Прямое обращение к собеседнику в подобном тоне не принято в общении интеллигентных людей. Представьте, что вас о чем-то спросил незнакомец, а вы ему: "Если вас интересует мое мнение, то я не согласен"... Это звучит грубо, и читается так же. Начинать таким образом сочинение -- грубая этико-стилистическая ошибка.
    Можете не переубеждать меня, поскольку я заранее знаю ваши доводы...
    Вас никто и не собирается переубеждать, мы не на дискуссионной площадке. Такой высокомерно-агрессивный тон совершенно неуместен, а он прослеживается на протяжении всего текста: и мир вам надоел, и от жизни вы устали. Подобные ремарки не красят ваше сочинение, а наоборот, вызывают у собеседника ответную негативную реакцию: выпячивая свое "я", вы переводите рассуждение на несерьезный, бытовой уровень, снижаете его пафос.

    Нет ничего плохого в том, чтобы моделировать в сочинении диалог с читателем. Однако использовать этот трудный стилистический прием нужно с большой осторожностью, проявляя такт, уважение к собеседнику, не допуская бесцеремонности и фамильярности.

    Ошибки

    Но мало кто знает, что в последние годы своей жизни Никола сожалел о своем выборе, поскольку рядом не было людей, которым он мог оставить ключи от своего дома, попросить помочь в трудном физическом состоянии.
    Лишние местоимения.
    Вспомним, например, великого Николу Тесла, которого считали не только великим ученым, но и «талантливым стремительным карьеристом».
    Повтор.

    К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

    Ошибки

    Орфография

    Я в корни не согласен с этим.
    Правильно: в корнЕ
    Ведь он все поставил на карту ради своей карьеры, а о других сферы жизни даже не задумывался.
    опечатка

    Пунктуация

    Я как раз знаю, как это ТИРЕ зарабатывать деньги, посвящать всего себя лишь одному делу,
    Необходимо тире.
    Конечно, нет!!!
    Такого пунктуационного знака нет в системе русской пунктуации.

    Грамматика

    Вспомним, например, великого Николу Тесла, которого считали не только великим ученым, но и «талантливым стремительным карьеристом».
    Иноязычные мужские фамилии, оканчивающиеся на -а, склоняются.
    Не спорю с тем, что Тесла добился славы, на пути к которой пришлось преодолевать немалые трудности, не обращая внимание на проблемы в личной жизни, зато оставив свое имя в истории.
    Здесь нарушение видо-временной соотнесенности однородных деепричастий. Правильно: не обращая..., зато обеспечивая...
    Отмечу также, что в конструкциях с отрицанием предпочтительно использовать форму сущ. в Р. п.: не обращая вниманиЯ (ошибка негрубая).
    Этот пример для меня - подходящая иллюстрации для тех, кто считает блистательную карьеру верхом счастья.
    Правильно: иллюстрациЯ
    Вы, наверное, решили, что я из неудачником?
    Правильно: из неудачникоВ

    Понимаю, что эта и предыдущая ошибка допущены по невнимательности, это опечатки, но они свидетельствуют о том, что вы недостаточно тщательно вычитали текст перед тем, как отправить его на проверку.

    Общий вывод по работе

    Итак, Альберт, ваше сочинение оценивается на «незачет» из-за отсутствия литературного аргумента, иллюстрирующего тезис. Думаю, что ваш читательский кругозор достаточно широк, раз вы знакомы даже с малоизвестной повестью Владимира Тендрякова. И если это действительно так, то вам не составит труда аргументировать свои мысли с помощью литературных произведений, при этом выдерживая логику рассуждения.

    Уверена, что вы учтете мои замечания и напишете блестящее итоговое сочинение в декабре.

    Удачи!

    Баллы по критериям К1: 1; К2: 0; К3: 1; К4: 1; К5: 1;
    Итоговый балл - 0 Незачёт

Возврат к списку