Запомни!
- лишь
- бишь
- вишь
- ишь
- навзничь
- настежь
- напрочь
- прочь
- сплошь
- наотмашь
- вскачь
- невмочь
- точь-в-точь
Для слушателей вебинарного курса "Одно занятие - один текст"

Для слушателей курса "Один вебинар - один текст"

Сочинения для анализа на вебинаре 27 ноября

Пишите в комментариях, как вы распределили места. Сочинения нужно обсудить до вебинара.
Итоговое сочинение: ключевые слова в теме, или как не уйти от темы?
Одна из типичных ошибок в итоговом сочинении — уход от заданной темы: неоправданное расширение ее до тематического направления или уход в смежные тематики. Чтобы не подменить понятия и точно сформулировать дискурс работы над проблемой, можно воспользоваться системой ключевых (опорных) слов в формулировке темы, предлагаемой для размышления.
Ключевое слово — это наиболее важное, смыслообразующее слово в высказывании. Умение увидеть слова-ключи помогает понять, в чем главная мысль текста, в нашем случае — темы сочинения. Ключевые слова позволят сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения, сохранить логику ответа на заданный вопрос и придерживаться нужного ракурса размышлений.
Что значит выделить ключевые слова в теме?
Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
Когда поражение ценнее победы?
Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
Может ли быть неравенство в дружбе?
Может ли честь оказаться дороже жизни?
Прежде всего выделяем вопросительные слова, которые указывают на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).
Второе выделенное слово в каждой теме — «смысловое», то, которое указывает на ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении. Если смысловое слово является термином или понятием (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.), в процессе подготовки к сочинению появляется потребность обратиться к толковому, философскому, психологическому и другим словарям.
Именно так рекомендуют анализировать тему сочинения эксперты ГИА.
Для слушателей курса "Одно занятие - один текст"

Сочинение для анализа к вебинару 18 сентября

Орфография и пунктуация автора сохранены.
О радужных перспективах и лакмусовых бумажках…
Когда-то с одним молодым человеком писали эссе о состоянии русского языка. Показалось любопытным взглянуть на проблему спустя некоторое время.
«…И, конечно же, современная Россия не повторяет собственное прошлое. Наше время по-настоящему новое. И не только потому, что оно течет вперед, как всякое время. Но и потому, что открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности. Такие возможности, которых не было и в помине двадцать, тридцать, тем более сто и триста лет назад». Это жизнеутверждающее положение статьи Дмитрия Медведева от 2012 года, конечно, вдохновляло, и хотелось верить, что мы семимильными шагами движемся только к светлому будущему, и мы, безусловно, справимся со всеми проблемами, встающими у нас на пути. Прошло 5 лет. Что мы имеем?
Лакмусовой бумажкой, позволяющей понять, что не все так радужно в нашем сегодня, является язык — это обоюдоострое оруд/жие, мгновенно реагирующее на все изменения жизни непосредственно и быстро.
Новые средства связи, новые способы передачи информации и общения и — о ужас — вместо великого и могучего всемирная Сеть говорит на некоем сленге, при ближайшем рассмотрении оказывающимся смесью обрусевших заимствований, опрощенной компьютерной терминологии и искаженного разговорного языка. Олбанский — это не шутливый язык чатов. Увы — это способ мышления, ибо речь формирует мысль (и наоборот). Увы, но обрисованные руководством страны перспективы воплощать придется нынешним обитателям многочисленных форумов, которые о жизни знают на уровне «юзеров», по «сабжу» ничего сказать не могут, а с собственной жизнью у них «траблы». Мир «скатиццо» в тартарары, если государство вдруг решит, что учить родному языку необязательно (а что — кругом же носители). Уже узаконенные и прижившиеся ЕГЭ в области русского и литературы лишь дискредитируют образовательную систему, ибо сдать тест — вовсе не означает уметь пользоваться языком… Медведев был прав только в том, что возможностей становится все больше, но кому достанется их использовать? Готовы ли нынешние выпускники/студенты/молодые люди хотя бы связно изложить свои цели? Или поглумиться над тем, что недоступно, все, что в наших силах?.. Абыдна…
Результаты ЕГЭ по русскому языку 2017

Но я сейчас не об этом.
Ради чего мы расстались с качеством обучения? Все помнят: ради справедливости. Чтобы ученики глубинки имели равные права при поступлении в крупные вузы,
Это моё мнение. Оно спорно. И я не хочу углубляться в этот спор. Потому что я и не об этом сейчас.
Это я медленно подхожу к своему печальному выводу о справедливости. Точнее, о её отсутствии. Увы, критерии оценивания сочинения заставили детей привыкать к одному шаблону высказывания (который, кстати, далеко не ко всем предлагаемым текстам подходит) и не дали экспертам возможности оценивать сочинения объективно. За последние несколько дней мне довелось посмотреть на сканы многих работ и ознакомиться с оценками экспертов. Выпускники по разным причинам хотели получить независимую оценку. Это были ученики из разных городов и из школ разного уровня. Да и способности их, судя по сочинениям, тоже разные. А баллы примерно одинаковы: все в диапазоне от 14 до 20. Слабых явно вытягивали, сильных оценивали слишком строго. И видела я сильные сочинения с более низкими баллами, чем у слабых работ. Думаю, происходит примерно так. В хороших школах есть свои эксперты ЕГЭ. Настоящие профи, они держат марку, обучая детей как следует, а потом строго с них и спрашивают. Конечно, нельзя проверять работы своего класса, но сильный преподаватель, проверяя работы сильных детей, в любом случае будет снимать баллы у тех, кто написал чуть хуже. Работы слабых классов слабых школ, где часто нет своих экспертов, уносят на проверку несчастным проверяющим, сидящим где-то в других школах. И если среди массы унылых, однообразных слабых работ появляется какая-то "вроде, ничего", то баллы начинают натягивать. Ну, кого-то же надо оценить повыше.
Возьмём двух учеников с их сочинениями. Примеры выдуманы, это обобщённые образы.
Худший из лучших. Достаточно способный ученик гуманитарного класса гимназии с добротным логичным сочинением, с литературными примерами. Он получает невысокий балл, т.к. скромно выглядит на фоне талантливых одноклассников, собирающихся на филфаки.
Лучший из худших. Ученик из школы, где учить не пробовали, а только следили за дисциплиной , чтоб дети по стенам не ходили и костры на уроках не жгли. А ещё там 3/4 класса с неродным русским. После завала пробника родители догадались взять репетитора, который за год научил этого выпускника читать не по слогам и выделять хоть какую-то мысль в тексте. Ученик, слепивший ЕГЭ-сочинение из шаблонных фраз и выдуманных аргументов. Он получает высокий балл, так как на фоне тех, кто не смог сделать и этого, он просто суперзвезда.
И вот эти два ученика несут свои результаты в вузы и становятся конкурентами при поступлении. Серость побеждает. И нет тут никакой справедливости. Объективно сравнивать уровни выпускников должна одна комиссия. Думаю, тех средств, что потрачены на безопасность при проведении ЕГЭ, вполне хватило бы на организацию подобной
В общем, выплеснули мы с водой ребёночка. Ни справедливости нет, ни прежнего уровня образования. Вот это и есть настоящий результат ЕГЭ 2017 года.
Презентация к вебинару о методах запоминания слов на уроках русского языка

Тексты для анализа. Ищем средства выразительности.

Для слушателей курса "Анализ художественного текста"

Для слушателей вебинара "Анализ художественного текста" (3 занятие)

Сочинения к вебинару 28 ноября

Внимание: орфография, пунктуация и стиль авторов сохранены.
Сочинения для анализа к вебинару 14 ноября

5 занятие

4 занятие

3 занятие

2 занятие

Для слушателей вебинара "Этапы работы над сочинением ЕГЭ" (1 занятие)

Материалы к вебинару 26 сентября

Тематические направления этого года. Интересное наблюдение.

А в этом году темы придумываются тяжело, по некоторым направлениям особенно. И вот что интересно. У кого ни посмотрю списки - одно и то же. И не потому, что все уже списали друг у друга. Были ситуации, в которых коллеги, точно не общавшиеся и не сверявшие темы, записывали почти одно и то же. Прямо слово в слово. Я уже в трёх местах смотрела достаточно длинные списки. Везде "какого человека можно назвать честным" да "можно ли жить, не совершая ошибок" и все такое. И списки произведений не сильно отличаются.
Вот я и думаю, это из-за того, что нынче в направлениях по два противоположных понятия или из-за особенностей самих понятий, выбранных ФИПИ. Или мы привыкли к экзамену и начали мыслить стандартно.
Если я права, составители экзаменационных тем не смогут нас сильно удивить. Темы-то предсказуемы.
После проверки работ по литературе
Третий час мучают сомнения: что я делаю в системе образования? Я, тот человек, который на самом деле стремится "сеять разумное, доброе, вечное". Тот, кто призван "глаголом жечь сердца людей", делать всё возможное и невозможное для того, чтобы те, кого обучаешь, в ответ тоже жгли глаголом, а не "отжигали". Сегодня был в качестве эксперта по проверке работ в формате ОГЭ по литературе. Экзамен, поверьте, один из самых трудных, требующих капитальной подготовки и начитанности. Я всегда считал, считаю и буду считать, что экзамен по литературе - это тот, который сдают те, кому он на самом деле необходим. Поступление в гуманитарный класс, театральный институт, не знаю куда ещё... Обидно, по-человечески обидно, когда экзамен по литературе выбирают в качестве "ещё одного", плюсом к обязательным. Ниже приведу несколько мыслей, которые тронули меня в самое филологическое сердце... Итак, "Цитатник ОГЭ по литературе 2016" или "Литературная Матрица по-детски". Те, кто "Матрицы" не читал - рекомендую... Четвёртый том читаю с огромным удовольствием. 1. Бог в этом стихотворении является вдохновителем и мотивацией персонажа. (Стихотворение А.С. Пушкина "Пророк") 2. Для лучшего восприятия народом стиха и для смягчения гнёта правительства, Пушкин использует устаревшие слова и цервные термины (именно так). 3. Когда Муза тронет писателя своей мягкой и нежной рукой, то он снова готов творить, любить и жить. (Неплохо, коллеги! Образно!) 4. Этими строками автор запугивает князя Игоря. 5. В сцене бегства князя Игоря образы природы передают погоду (синоптики, ага). 6. Дело было в октябре, после восстания Декабристов. Пушкин в одном стихотворении плохо отозвался об императоре, поэта забрали. В тюрьме его навещал Жуковский, его лицейский друг, которому поэт за это посвятил несколько строк своих бессмертных творений. 7. Такова авторская позиция князя Игоря. 8. Стих Пушкина облегчённей, чем стих Лермонтова, который наполнен трагедией. (Сравнение двух "Пророков") 9. Если у князя Игоря побег однозначно удался, то финал рассказа Толстого не совсем завершённый и такой уж однозначный. 10. Побег Игоря наполнен суматохой и быстротой, а побег Жилина тихий и спокойный. 11. В этом городе даже губернаторы являются разбойниками (по поводу "Мёртвых душ") Вот... Дорога домой после проверки работ прошла в молчании и сигаретном дыму... Переваривать прочитанное буду ещё долго... |
Презентация "Снятие стресса перед экзаменом" с сегодняшнего вебинара.

Перейти на страницу вебинара.
Сегодня желающие могут получить Сертификат участника вебинара. За Сертификатом пройдите по ссылке https://mogu-pisat.ru/kurs/sertifikat/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=582167
Предлагаю преподавателям презентацию, которую можно показать детям на консультации перед экзаменом.
Тексты для медитаций и расслаблений

Перейти на страницу курса о страхах перед экзаменами
Тексты ЕГЭ по русскому языку из открытого банка заданий ФИПИ
