Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

На главную страницуРусский язык как система системРусский язык как система систем - Сообщения с тегом "язык как система систем. состав слова"
Раздел а архиве. Читать старые записи можно. Удалять их жалко. Новые блоги и записи не создаём.

  • Архив

    «   Сентябрь 2025   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

Изучение раздела "Морфемика"

Когда я говорила о языке как системе систем, то думала вот о чем...
Очень люблю раздел русского языка "Морфемика". И преподавать, и сама думать при случае над разбором слов по составу.
Однако не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что многие ученики, особенно в начальном звене, где как раз и происходит знакомство с частями слова, совершенно не понимают, что такое, например, окончание.
И с этим непониманием приходят к нам в пятый класс. Что это за буквы в конце слова? И почему в одном слове буква -а - это окончание, а в другом слове - нет?
Здесь приходится еще раз показывать, как изменяется имя существительное по падежам, имя прилагательное тоже хорошо в словосочетании изменять по падежам, а глаголы меняем по лицам, числам, временам.
Помню, как в институте, когда я сама была студенткой, мы доказывали каждую морфему, подбирая слова с такими же морфемами.
Например, отлет - отъезд, отход и т.п.
И так с каждой частью слова.
Такую работу я проводила и со своими пятиклашками. Интересный вид работы. Думать приходится ученикам, головой.:))
Однако при изучении морфемики я иногда сталкиваюсь с тем, что боюсь сама ошибиться при выделении частей слова. Начинаю рассуждать при учениках вслух, доказывая свою точку зрения.
Скажите, а у вас такое бывает? Или вы всегда пользуетесь морфемными словарями на уроках русского языка?